1.2 Политика в области труда и занятости

Все эти годы в регионе областной трехсторонней комиссией по инициативе Правительства устанавливался минимальный уровень оплаты труда, существенно превышавший федеральный. В бюджетных учреждениях были введены отраслевые системы оплаты труда. Повышен уровень самостоятельности и ответственности руководителей этих учреждений. Это позволило трудовым коллективам более эффективно управлять фондом оплаты труда, повысить производительность в бюджетной сфере, сделать зарплату «бюджетников» (учителей, врачей) более достойной. Сегодня она уже может конкурировать с заработной платой в экономике.

Существенно увеличилось отношение средней заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения: в 2001 – 2005 годах оно составляло 1,9, в 2006-2010 годах – 2,9 раз. За последние годы в области значительно снизилась дифференциация доходов. Доля живущих за чертой бедности сократилась с 20 процентов в 2005 году до 13 процентов в 2010. Среднедушевые доходы за пять лет выросли в 2,5 раза в сопоставимых ценах. В 2010 году они составят 16 тысяч рублей в месяц.

До начала финансового кризиса в области был достигнут рекордно низкий для России уровень зарегистрированной безработицы 1,1%. В этих условиях особенно тяжело область почувствовала кризисный всплеск безработицы. Ее пик пришелся на июнь 2009 года, когда зарегистрированная безработица достигла 3,9%. К началу сентября 2010 года улучшение ситуации в экономике, а также последовательная работа центров занятости позволили снизить уровень безработицы до 2,4%. На конец 2005 года для области был характерен серьезный разрыв в экономическом развитии и бюджетной обеспеченности муниципалитетов.

В ряде районов закрывались предприятия, оставшиеся еще от советских времен, отсутствие инженерной инфраструктуры (газ, дороги, электрические мощности) не способствовало приходу новых инвесторов, в результате сокращались рабочие места, снижались доходы населения. Так, самый высокий среди муниципальных образований области уровень официально зарегистрированной безработицы к концу 2005 года составлял 11,8%. При этом в четырех районах области он превышал критическую отметку 5%. Все эти годы нами последовательно проводилась политика по повышению инвестиционной привлекательности муниципалитетов и созданию рабочих мест в так называемых депрессивных районах.

Газификация, строительство дорог, школ, реконструкция насосных станций, очистных сооружений и др. позволили привлечь предприятия в районы области, и к концу 2008 года самый высокий среди муниципалитетов уровень безработицы составлял 5,5%. При этом критический уровень безработицы 5% был превышен только в одном. Даже в условиях финансового кризиса удалось остановить значительный рост безработицы в муниципалитетах, и к сентябрю 2010 года ее максимальный уровень составил 8,1%.